Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 33 г. Борисова"
телефон: 80177957023 (вахта); 80177964787 (заведующий)
email: sad33@rooborisov.by
222520, Минская область, г.Борисов, ул.8 Марта,д.10

Авторская дидактическая игра "Город древний, город славный"

 

Управление по образованию Борисовского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 33 г.Борисова»

 

      Дидактическая игра

    «Город древний, город славный»

    для детей старшего дошкольного возра

по образовательным областям «Изобразительное искусство» («Восприятие произведений изобразительного искусства»), «Ребёнок и общество» («Познание социума», «Игровая деятельность»)

 

    Районный этап фестиваля-конкурса

                              «Удивительный мир детства:

                                         авторская дидактическая игра»

2020 г Борисов

 

                                  Описание авторской дидактической   игры  сведения об    авторе                                                       

                   Недорезова  С.Л., заместитель заведующего по         

                                                    основной  деятельности,

                                                    ГУО «Ясли-сад № 33 г.Борисова»  

                                                    название игры     Дидактическая  игра   

                                                    «Город древний,     город славный»

                                                    возрастная  адресность      для детей старшего   

                                                    дошкольного возраста

Дидактическая игра состоит из тем:

1. «Борисов -  город славы и труда»

2.«Прошлое и настоящее («Подбери пару»)

3. «Узнай по элементу»

4. «Собери улицу»

5. «Угадай, где не Борисов («Четвёртый лишний»)

Игровой материал и оборудование

Папка для хранения дидактической игры с 5тью именными секциями, игровые поля разного цвета формата А4, разделённые на 6 квадратов – 8шт, карточки-символы города – 6шт; карточки с изображением разных зданий, объектов города Борисова разных эпох и их элементов размером 9х9см -96 шт; карточки с изображением знаменитых объектов г.Минска- 6шт; разрезные картинки и картинка-образец (3шт)

*в качестве объектов в основном выбирались объекты и здания города Борисова близлежащие к дошкольному учреждению и наиболее часто посещаемые, а также наиболее известные.

Дидактическая задача: расширять  и уточнять уже имеющиеся представления детей о родном городе; продолжать знакомить детей с основными достопримечательностями города, формировать представление об архитектурном облике города; развивать эмоционально-познавательное отношение к такому виду искусства как архитектура, скульптура,

Игровая задача:

из множества карточек с изображением объектов города (количество предложенных карточек в игре и их содержание определяет педагог) подобрать карточки по темам в соответствии с предложенным или выбранным символом, сгруппировать или подобрать в соответствии с игровым заданием

Игровые действия:

Заполнить игровое поле карточками по теме

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл карточками всё игровое поле

1. «Борисов -  город славы и труда»

игровой материал и оборудование

Игровые поля по количеству участников,   карточки - символы объектов города;  карточки с изображением зданий разного назначения, мемориалов, памятников героям и знаменитым людям, скульптурных композиций;

дидактическая задача

формировать представление об архитектурном назначении и особенностях внешнего вида зданий, памятниках города; формировать умение различать здания  по внешнему виду; развивать умение различать и анализировать объекты архитектуры, архитектурные решения зданий; развивать умение группировать объекты по заданному признаку (назначению объектов).

игровая задача:

из множества карточек с изображением объектов города подобрать карточки по темам в соответствии с предложенным или выбранным символом, сгруппировать- если игрок один.

Спортивные сооружения:

Дом спорта

Физкультурно-оздоровительный центр

Спортивная школа

Борисов-арена

Городской стадион

Скейт-парк

Промышленные предприятия:

Молочный комбинат «Здравушка»

Хлебзавод

Завод «Автогидроусилитель»

Завод медпрепаратов

Завод агрегатов

Комбинат хлебопродуктов «Водар хлеба»

Храмы и церкви

Свято-Воскресенский собор

Костёл Рождества Православной Девы Марии

Храм Дмитрия Донского

Храм Рождества Христова

Старообрядческий Покрово-Никольский храм

Скульптурные памятники и композиции

Памятник Князю Борису

Памятник В.И.Ленину

Памятник Г.К.Орджоникидзе

Памятник Люсе Чаловской

Памятник воинам – афганцам

Памятник Герою Советского Союза А.Серебрякову

Памятники  и памятные места города

Памятник экипажу Павла Рака

 Памятник военнослужащим, погибшим в Борисовском концлагере

Памятник курсантам Борисовского танкового училища

Аллея героев в городском сквере

Памятник партизанам

Памятник героям-землякам (Героям Советского Союза г.Борисова)

Объекты культуры и искусства

Городской Дворец культуры

Районная библиотека им. Колодеева

Музыкальная школа

Краеведческий музей

Парк культуры и отдыха

Кинотеатр «Октябрь»

игровые действия:

Вариант 1. «Кто первый?»

каждый игрок выбирает  (получает) карточку-символ и  подбирает карточки с изображением зданий и объектов в соответствии с темой и выкладывает их на игровых картах: символ - к нему карта с картинками.  

Вариант 2 «Кто первый?»

ведущий раздаёт играющим игровые карты вместе с карточкой-символом. Достаёт из коробки малую карточку, называет и показывает игрокам (при усложнённом варианте ведущий показывает, но не называет её). Игрок, на чьей карточке находится соответствующий символ, забирает её

игровые правила:

если желающих забрать карточку нет, она возвращается в коробку.

ход игры

На игровой поверхности раскладываются карточки картинками вверх. Ведущий раздаёт игрокам опорные карточки-символы и предлагает выбрать карточки с изображением:

спортивных сооружений

памятников знаменитым людям

заводов

храмов и т.д.    

участники игры по сигналу начинают выбирать карточки. Когда все карточки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и подсчитывают количество. Победителем становится тот, кто первым закроет своё поле.

* в качестве усложнения –рассказать о выбранных объекта          

2. «Прошлое и настоящее («Подбери пару»)

Дидактическая задача: формировать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; воспитывать интерес к прошлому родного города.

Материал и оборудование:

Игровые карты, картинки с изображением  старого и современного города (одних и тех же объектов)

Ход игры:

В игре принимают участие 2-4 человека или две команды по несколько человек. Дети рассматривают одни и те же картинки с изображением старого и современного города, находят пары одного и того же здания (объекта) и размещают их попарно на карте. Кто больше составит пар, тот и выигрывает.

 3.«Узнай по элементу»

Материал и оборудование:

Игровые карты, картинки с изображением отдельных зданий, объектов и картинки с их элементами.

Дидактическая задача:

Формировать умение анализировать особенности архитектурного сооружения (рассматривать объект в целом, выделять его элементы); развивать образное восприятие.

Ход игры:

В игре принимают участие 2-4 человека. Дети получают или выбирают картинку с элементом здания, описывают его и подбирают из множества картинок соответствующую. Пары картинок размещают  на карте. Кто больше составит пар, тот и выигрывае

 4. «Собери улицу»

Материал и оборудование:

Большая (формат А4) картинка с изображением знакомых улиц, разрезанная на несколько частей, картинки-образцы.

Дидактическая задача: способствовать закреплению и расширению знаний у детей об улицах города Борисова, упражнять в составлении картинки из отдельных частей; развивать целостное восприятие, внимание, воображение; воспитывать интерес к улицам родного города.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разрезные картинки, дети собирают их, называют улицу, рассказывают, что на ней  расположено.

 5. «Угадай, где не Борисов («Четвёртый лишний»).

Материал и оборудование : карточки с изображением знаменитых объектов г.Минска: Цирк, Национальная библиотека, Аквапарк, Аэропорт.

Карточки с изображением зданий, объектов, улиц г.Борисова.

Дидактическая задача: формировать умение группировать предметы (объекты) по существенному признаку, развивать мышление

Ход игры: ведущий составляет ряды из 4х карточек, в которых дети должны определить лишнюю по признакам: Борисов- не Борисов, жилые здания - общественные здания, объекты разные по назначению, здания-памятники, улицы-здания, старые здания - современные и т.п.

Выигрывает тот, кто правильно объяснит свой выбор.

Рекомендации по включению в образовательный процесс учреждения дошкольного образования:

дидактическая игра может использоваться в совместной деятельности ребенка и педагога как в специально организованных формах образовательного процесса так и в нерегламентированной деятельности. Содержание и варианты проведения игры предусматривает использование различных групповых и индивидуальных  форм организации детей. Данная игра служит для расширения и уточнение уже имеющихся у детей представлений, полученных как в ходе организованных взрослым, так и во время самостоятельных наблюдений.

Дидактическая игра направлена на развитие эмоционально-познавательного отношения к такому виду изобразительного искусства как архитектура, развитие познавательной сферы, позволяет формировать опыт художественного восприятия объектов архитектуры; прививать детям любовь к малой родине, чувство патриотизма, гордости, сочувствия, сопереживания. Работа в подгруппе будет способствовать позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации по использованию в условиях семейного воспитания.

В семейном воспитании использование дидактической игры не только поможет развивать у детей интеллектуальные, познавательные способности, но и предоставит возможность всем членам семьи собраться вместе, поделиться воспоминаниями о прошлом города, впечатлениями от посещения достопримечательностей города, даст стимул к посещению интересных и памятных мест в городе, мотивирует на получение новых знаний.

      Дидактическая игра оформлена в виде конверта с набором игровых полей и карточек. Компактная форма хранения и твёрдый материал карточек позволяет использовать игру на улице, брать её с собой на экскурсии и целевые прогулки, передавать её для игр в семью. Упорядочивание карточек по темам в конверте поможет организовать игру детям самостоятельно.

Большой набор карточек позволит придумывать детям и взрослым новые варианты игры с новыми заданиями.

 

А также позволить оживить впечатления от экскурсий и прогулок с семьёй

 

 

 

       1.«Борисов -  город славы и труда»

 

  

карточки подобраны по темам в соответствии с предложенным или выбранным символом

   Наглядность позволит дополнить рассказ педагога о героях г.Борисова

2.   «Прошлое и настоящее («Подбери пару»)

       Данное задание  даст возможность сравнить объекты в прошлом и настоящем, отметить как изменился облик здания после реставрации, проанализировать изменения, которые были внесены со временем, а также увидеть в каком облике дошли до нас старые здания и объекты.

                             Здания разных эпох - старые и современные…

Разделить на группы и выделить признаки, по которым можно сгруппировать объекты и здания – это задание можно выполнить только в совместной деятельности со взрослым

3.«Узнай по элементу»


Найти по фрагменту или элементу здание или объект – хорошее упражнение на внимание

4.«Собери улицу»   разрезная картинка

    

5.«Угадай, где не Борисов («Четвёртый лишний»)

                

         В качестве «лишней» картинки использовались хорошо знакомые детям объекты: аэропорт Минск, Национальная библиотека, Мирский замок, Цирк, Аквапарк. Игру по принципу «4-ый лишний» составлять можно и по другим признакам: жилые здания - общественные здания, объекты разные по назначению, здания-памятники, улицы-здания, старые здания - современные и т.п.

Версия сайта для слабовидящих